Резюме – это главный документ, где отображаются все сильные и слабые стороны соискателя при поиске работы. При его оформлении важна каждая деталь: от формата документа до подобранных формулировок по каждому вопросу. Особое внимание необходимо обратить на описание сильных сторон, чтобы точно получить желаемую должность.
Что такое сильные и слабые стороны человека в резюме
Сильные стороны – это доказательство того, что человек активно развивался и трудился в выбранной сфере, добивался поставленных целей. То есть, они – это то, что помогает выгодно выделиться из толпы конкурентов и привлечь внимание работодателей.
А слабые стороны в резюме – это четкий и ясный показатель, как соискатель адекватно оценивает себя по сравнению с другими, насколько тщеславен, высокомерен и самодоволен.
Отсутствие слабых сторон в резюме или их «расплывчатое» описание – дурной признак для рекрутера.
Так как именно этот пункт может показать соискателя с самой невыгодной стороны. Ведь это показатель того, что у человека – низкая самооценка и неадекватная оценка собственных способностей.
Таблица сильных и слабых сторон
В данной таблице собраны некоторые примеры сильных и слабых сторон, которые можно указать при составлении резюме или при прохождении собеседования.
Сильные | Слабые |
Пунктуальность (пунктуальны) | Гиперактивны |
Организаторские способности | Страх собак |
Знание нескольких иностранных языков (обязательно перечислить какие, и какой уровень владения) | Страх и неумение работать в одиночку |
Быстро обучаетесь | Неконфликтный |
Спокойны, сдержаны в проявлении эмоций в кризисный момент | Излишняя самокритичность |
Быстрый анализ информации | Импульсивны |
Трудолюбивы | Страх переезжать на новые места (в другие города или страны) |
Общительны (подчеркните, что не любите сплетни) | Неумение промолчать в критической ситуации |
Умение работать с большим количеством информации | Неумение глубоко вникать в большой объем информации, чтобы разобраться в сути вопроса |
Умение выполнять большие объемы работ в «горящие сроки» (дедлайны) | Страх летать на самолетах |
Дисциплинированы | Неумение готовить и стирать |
Умение работать в команде | Принципиальны |
Развиты навыки публичных выступлений | Трудоголик |
Как узнать, какая черта характера самая сильная или наоборот – слабая?
На данный момент существует множество бесплатных психологических тестов, позволяющих выяснить эту информацию.
Обратите внимание: при составлении резюме необходимо очень внимательно читать вакансию. Так как это поможет сопоставить собственные слабые и сильные стороны, с требованиями работодателя. Также текст поможет правильно сформулировать всю информацию, чтобы рекрутер прочитал резюме.
Как выявить свои достоинства и недостатки
Здесь много вариантов.
- Прохождение психологических тестов. Это один из самых универсальных методов нахождения своих достоинств и недостатков. Есть платные и бесплатные версии таких «психологических инструментов». Однако стоит помнить, что результат может быть усредненным. Поэтому ориентироваться только на один – два теста не стоит.
- Комплименты. Самый неочевидный инструмент для нахождения своих сильных сторон. Особенно, если он звучит от совершенно незнакомого человека. Именно на такие комплименты стоит обращать внимание, запоминать и пробовать развиваться в указанном направлении. Ведь собеседник подчеркнул вашу самую сильную сторону.
- Частые ошибки, критика. Вспомните, за что именно вас постоянно ругают? Что именно подчеркивают при этом? Если критика поступила от уважаемого вами человека и действительно носила конструктивный характер, то стоит запомнить эти слабые стороны.
- Самоанализ. Спорная методика, так как можно многое упустить. Есть несколько вариантов: сочинение – размышление «Как я вижу себя со стороны», сочинение – знакомство самого себя с друзьями или простой самоанализ в свободной форме, где указаны сильные и слабые стороны.
- Отзывы друзей, родственников и знакомых. Тоже не самый правдивый источник информации. Так как люди из перечисленных групп могут быть необъективны.
Сильные и слабые стороны относительно должности
При составлении резюме стоит помнить один момент: у каждой должности свой перечень сильных и слабых сторон. Поэтому то, что хорошо, например, для оператора колл – центра, не подойдет для руководителя какого – либо предприятия. Исходя из этого, необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Ознакомление с примерным перечнем достоинств и недостатков в рамках выбранной профессии и должности. Обратите внимание, что уже в вакансии могут быть уточнения. Это связано с тем, что каждый работодатель подбирает команду, исходя из собственных предпочтений и требований.
- Выявление собственных сильных и слабых сторон (личностных и профессиональных). Их фиксация в виде таблицы на отдельном листе бумаги. Стоит отметить, что чем подробнее она будет, тем лучше. В дальнейшем будет легче подбирать формулировки для составления резюме.
- Ознакомление с открытыми вакансиями. Сравнение требований с имеющимся списком.
- Составление резюме и его отправка на интересующую вакансию.
Важно: необходимо соблюдать баланс между сильными и слабыми сторонами в рамках выбранной вакансии. В противном случае желанного звонка – приглашения может и не быть.
Примеры сильных и слабых сторон для людей разных профессий.
Как выше было сказано: для каждой профессии и должности есть свой перечень достоинств и недостатков. Давайте их рассмотрим на некоторых примерах:
Руководитель
Сильные | Слабые |
Умение слушать и слышать собеседника | Высокая требовательность по отношению к себе и к работникам |
Инициативность | Излишняя подозрительность |
Трудоголик | Мнительность |
Ориентированность на достижение цели и получение запланированного результата | Эмоциональность |
Напористость | Стеснительность |
Упорство в работе | Высокая (низкая) рабочая активность |
Лидерские качества | Доверчивость к словам и действиям партнеров или работников |
Менеджер по продажам
Сильные | Слабые |
Общительность | Излишний трудоголизм |
Стрессоустойчивость | Навык «навязывания» товара или услуги |
Умение грамотно писать и говорить | Принципиальность |
Навык самопрезентации и презентации товара | Самокритичность |
Умение слушать, слышать и понимать клиента | Гиперактивность |
Внимательность в общении и в оформлении документов | Неумение разграничивать работу и личную жизнь |
Нацеленность на достижение поставленных результатов | Умение создания иллюзии «Идеального собеседника», которая мешает в общении с коллегами и другими людьми |
Продавец – консультант
Сильные | Слабые |
Вежливость | Низкая самооценка |
Стрессоустойчивость | Неумение выражать собственное мнение в критических ситуациях |
Умение грамотно презентовать товар клиенту | Излишняя общительность |
Уверенность в себе | Недоверчивость или неприязнь к людям |
Постоянное саморазвитие, чтобы находить общий язык с разными клиентами | Постоянная необходимость в мотивации |
Физическая стойкость и активность | Быстрое эмоциональное выгорание |
Дипломатические навыки (разбор конфликтов на стадии «зарождения» и работа с негативно настроенным клиентом) | Излишняя услужливость посторонним людям |
Бухгалтер
Сильные | Слабые |
Аккуратность | Чрезмерная тревожность и мнительность |
Точность | Самоуверенность |
Внимательность | Неумение врать |
Усидчивость | Немногословность |
Спокойствие, эмоциональная сдержанность | Медлительность при выполнении работы |
Принципиальность | Перфекционизм |
Организованность | Стеснительность |
Преподаватель
Сильные | Слабые |
Высокая работоспособность | Медицинские проблемы со здоровьем |
Стрессоустойчивость | Построение отношений «учитель – ученик» |
Ответственность | Отсутствие гибкости при введении новых технологий |
Постоянное развитие и повышение квалификации | Перфекционизм |
Организованность | Стремление просто «отчитать материал» |
Пунктуальность | Быстрая эмоциональная усталость или эмоциональное выгорание |
Умение расставлять приоритеты и качественно выполнять работу | Равнодушие к проблемам учеников |
Юрист
Сильные | Слабые |
Чувство справедливости | Боязнь общественных скандалов с коллегами или клиентами |
Способность находить и признавать собственные ошибки. И вовремя их исправлять | Неконфликтность |
Стремление к самосовершенствованию | Излишняя впечатлительность |
Пунктуальность | Неспособность защитить себя в конфликтной ситуации |
Высокий уровень профессиональных знаний и навыков | Трудоголизм |
Умение слушать и слышать собеседника | Любовь к деньгам |
Широкий кругозор | Излишняя общительность |
Финансист
Сильные | Слабые |
Стрессоустойчивость | Излишняя эмоциональность и тревожность |
Высокий уровень профессиональных знаний | Излишняя общительность |
Постоянное самосовершенствование | Слишком большая любовь к деньгам |
Быстрый математический анализ | Страх рисковать |
Умение признавать собственные ошибки | Привычка рисковать без тщательно продуманного плана |
Умение обдуманно рисковать | Зацикленность только на одной идее |
Быстрая мобилизация сил после проигрыша и финансовых потерь для достижения поставленной цели | Нежелание брать на себя ответственность в случае проигрыша |
Полезные советы как лучше представлять свои сильные и слабые стороны
Здесь очень важно придерживаться следующего небольшого плана. Это поможет быстрее сориентироваться в стрессовой ситуации:
- Заранее ознакомьтесь с требованиями по вакансии. Не стоит писать или говорить про себя хвалебную оду. Все должно касаться только конкретной должности.
- Все должно быть кратко и понятно. Меньше «воды» и больше смысла. Так вы дополнительно продемонстрируете свой профессионализм, высокую мотивацию работать в компании и умение грамотно, четко и понятно излагать ответ на четко поставленный вопрос.
- Недостатки должны быть или негласными достоинствами, или не влиять на работу. Примеров много: самокритичность, перфекционизм, трудоголизм, дотошность, излишняя справедливость и гиперактивность. В зависимости от вакансии эти недостатки могут стать дополнительными достоинствами. Хотя будут указаны, как отрицательные черты.
- Не стоит говорить про все свои недостатки. Ряд отрицательных качеств (любовь к сплетням или шопингу, важность финансовой составляющей) лучше оставить при себе. Честность с работодателем хороша в небольшом количестве, ограниченным трудовым кодексом и договором о найме.
Что помогает нейтрализовать слабые стороны характера и укрепить сильные
Вот несколько способов:
- Нахождение, осознание и принятие собственных слабых сторон.
- Использование новых технологий для ослабления негативных черт характера.
- Прохождение обучения
- Не сравнивайте себя с другими людьми.
Для чего в резюме указывают не только сильные, но и слабые стороны
Как ранее говорилось, это необходимо работодателю, чтобы оценить соискателя: его способность адекватно оценивать собственные силы, уровень самоуверенности, умение самопрезентации и грамотность речи, насколько можно ему доверять.
Как избежать шаблонов
Иногда кажется, что все резюме сделаны под копирку. Как этого избежать, чтобы получить желаемую должность? Вот несколько советов:
- Уберите навыки, которые должны быть у современного человека по умолчанию. Например, умение работать со стандартными программами на компьютере.
- Не стоит писать собственное мнение о бывшем работодателе.
- Не включайте в резюме заслуги, не относящиеся к выбранной вакансии.
- Не нужно описывать собственные мечты и планы.
- Избегайте избитых фраз и слов типа «клиентоориентированный», «коммуникабельный». Ищите другие точные формулировки этим словам.
Как выделить себя на фоне других кандидатов
- Грамотно составленное резюме с полной открытой информацией (город, пол, возраст).
- Наличие фото.
- Сопроводительное письмо, написанное под конкретную вакансию.
- Четкий и понятный перечень достижений, связанных с выбранной должностью.
- Четкое описание сильных и слабых сторон без шаблонных фраз.
Зачем хвалить себя в резюме
- Помогает выделить из многих резюме одно.
- Указывает на уникальные достижения, знания и способности конкретного кандидата.
- Подчеркиваются сильные стороны
Про какие качества писать
Как ранее говорилось: в резюме стоит писать только про те качества, которые касаются выбранной вакансии. Все остальные лучше придержать для личных бесед с друзьями, родственниками или коллегами.
Как показать, что с вами будет классно работать в команде
Самый сложный вопрос. В резюме и на собеседовании можно указать следующие качества, помогающие рекрутеру понять: «Подходите для работы в команде или нет?». Вот эти качества:
- Умение слушать и слышать собеседника.
- Способность адекватно воспринимать критику от постороннего человека, и работать в дальнейшем над ошибками.
- Готовность брать ответственность за себя и за команду.
- Эмпатия
- Высокий уровень эмоционального интеллекта.
- Коммуникативные навыки.